Свободная пирамида, называемая также «Американкой» является самой распространенной игрой на русском бильярде особенно среди непрофессионалов. Атакующий стиль этой игры как нельзя лучше подходит для клубов и баров, в которых обычно и играют любители бильярда. Главным отличием американки от других игр является то, что битком может быть любой из шаров на поле. Можно бить «любым по любому» или, как обычно говорят «играть всеми шарами». При этом засчитываются забитые как «свои» (свояки) так и «чужие» шары. Цель игры – первым забить 8 шаров.
Розыгрыш права первого удара
Розыгрыш права первого удара определяется самими игроками по подкату битка. То есть, оба игрока производят удар из дома, стараясь, чтобы после удара биток отразился от противоположного борта и остановился как можно ближе к борту, с которого производились удары. Чей биток окажется ближе к «своему» борту, тот игрок и начинает игру.
Расстановка шаров
В начале партии шары расставляются в обычном порядке. А именно, пирамида из 15 шаров устанавливается с вершиной на задней отметке стола, а удар игрок производит «из дома» с любой точки. Несмотря на то, что в качестве битка может быть любой шар, первый удар производится цветным битком в соответствии с общими правилами русского бильярда. До того момента, как произошло касание битка наклейкой кия, биток можно перемещать в доме руками или кием.
Правильный "разбой"
Мало просто разбить пирамиду. Ее надо разбить правильно. Правильно разбитой пирамида считается в случае если:
- забит один из шаров; или
- как минимум три шара коснулись бортов; или
- бортов коснулись два шара, и один из прицельных шаров пересек центральную линию стола.
Примечание. Если пирамида разбивается неправильно, то соперник может либо принять получившуюся позицию и продолжить игру, либо дать право нарушителю продолжать игру в сложившейся ситуации, либо расставить шары заново и самому разбить пирамиду, либо предложить сопернику повторить разбитие. В последних случаях после снятии штрафного шара пирамида строится заново, заполняясь от вершины к основанию, а нижняя линия шаров основания заполняется шарами от центра к краям.
Примечание. В процессе игры игрок выбирает любой шар в качестве битка и бьет также по любому из шаров, находящихся на поле. В случае забития «своего» или «чужого» шара игрок продолжает игру. Заказывать шары (то есть объявлять какой именно шар, в какую лузу будет забит) не требуется. При этом, если в случае правильно сделанного удара забивается несколько шаров, то все они засчитываются.
Отыгрыш
Существует набор правил, по которым определяется «правильность» ударов. В общем случае шар считается правильно сыгранным, если он забит в лузу, а если ни один из шаров не забит, то один из шаров на поле должен коснуться одного из бортов, а затем либо коснуться второго борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, плотно стоящего у борта, или пересечь центральную линию стола, либо перевести через нее другой шар. Второе ограничение связано с центральной линией стола. Если шар пересекает центральную линию, то он должен коснуться борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, который стоит вплотную к борту.
Счет
За каждый, правильно забитый шар игрок получает одно очко. В случае нарушения правил сопернику прибавляется одно очко. При нарушении правил игрок может быть оштрафован на шар, в этом случае соперник снимает любой шар со стола и кладет на свою полку. Такой штрафной шар снимается после выставления неправильно сыгранных или выскочивших шаров. При игре любителей можно видеть обратную ситуацию - в случае штрафа провинившийся снимает шар со своей полки и выставляет его на стол.
Штраф
Штраф шаром налагается в случае нарушения следующих правил:
- если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
- при неправильном начальном ударе;
- если следующий удар начинается до завершения предыдущего;
- при неправильном ударе кием по битку;
- при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
- при запрещенном касании шаров;
- при двойном ударе;
- при пропихе (затягивании контакта наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару необходимо произвести удар так, чтобы биток не «пошел» вслед за прицельным шаром, либо провести удар под углом не менее 45 градусов к линии центров обоих шаров);
- при неправильно завершенном ударе;
- при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
- при замедленной игре;
- при вмешательстве в игру соперника.